В процессе эксплуатации смазка контактируем с воздухом, теплом, коррозионными веществами, подвергается давлению и другим факторам, которые вызывают химические изменения в масле. Изменение в химии масла может повлиять на способность смазки выполнять свою работу (например, если основные присадки были исчерпаны). Со временем эти химические реакции могут привести к накоплению вредных побочных продуктов разложения, таких как слабые органические кислоты. Анализ химии масла всегда включает окисление, а также может включать нитрование и сульфатирование в зависимости от применения. В некоторых случаях масла также могут быть протестированы для проверки на истощение конкретных присадок, таких как противоизносная присадка ZDDP.

НИТРОВАНИЕ - Нитрование бывает в моторных маслах, особенно в масла для двигателей, работающих на природном газе. Тепло может привести к реакции атмосферного азота (N2) и кислорода (O2), образуя оксиды азота (NOx).

Эти оксиды азота взаимодействуют со смазкой, создавая органические нитраты или растворимые/нерастворимые азотистые соединения. Нитрование может вызвать преждевременное ухудшение моторного масла. Общие причины нитрования включают неэффективный выхлоп продуктов сгорания, неправильное соотношение воздух-топливо, низкую рабочую температуру и утечку поршневых уплотнений.

ОКИСЛЕНИЕ — Окисление масла происходит в присутствии воздуха (кислорода) и тепла. Атмосферный кислород реагирует с углеводородами в масле с образованием карбоновых кислот. Эти кислоты слабы, но со временем их концентрация может стать достаточно высокой, чтобы вызвать сильную коррозию деталей машин. Это неизбежный процесс, который необходимо контролировать. Для защиты масла добавляют антиокислительные присадки. Присадки будут легко окисляться сначала. После того, как эти присадки будут исчерпаны, начнется окисление смазочного материала. Скорость окисления сильно варьирует в зависимости от температуры, и на нее также влияют любые загрязняющие вещества (в частности, металлы), присутствующие в смазке, поэтому, чтобы меньше было окисление масло должно было чистым, сухим и максимально прохладным.

СУЛЬФИРОВАНИЕ — Реакция между кислородом, водой и серой из дизельного топлива или базового масла под воздействием тепла может приводить к образованию сернистых соединений, в том числе кислот на основе серы. Большую часть времени эти сернистые соединения удалются через выхлоп, но некоторые могут оставаться и проникать в полость двигателя. Сульфатирование происходит, когда эти кислоты реагируют либо с присадками в масле, либо с базовым маслом. При более низкой рабочей температуре, например, при запуске, кислоты могут конденсироваться и легче контактировать с маслом. Сульфатирование может вызвать повышенную вязкость и образование лака, осадка и седиментации.